Новости

Роль и место общественных организаций в Дагестане

23 Ноября 2022

Гражданское общество

Общественная палата и общественные организации, взаимодействие «третьего сектора» с органами государственной и муниципальной власти, общественный контроль и в состоянии ли общественные организации претендовать на полноправные партнерские отношения с властью — вот некоторые из тем, которые мы обсудили с членом Общественной палаты нескольких созывов Алюсетом Азизхановым.

 

- Недавно состоялась встреча врио главы Дагестана Сергея Меликова с общественниками. Хотелось бы услышать ваш комментарий.

 - Сергей Меликов, судя по всему, возлагает большие надежды на Общественную палату, на общественные объединения по части обеспечения взаимодействия населения с властью, защиты прав и свобод граждан, решения актуальных вопросов социально-экономического развития. Можно лишь приветствовать желание врио главы республики встретиться с представителями палаты и «третьего сектора» в первый день после своего представления. Сразу отмечу, что, на мой взгляд, ожидания от данной встречи достаточно завышенные. Ни Общественная палата, ни общественные объединения в сегодняшнем их состоянии, и это касается не только дагестанских институтов гражданского общества, не в состоянии претендовать на полноправные партнерские отношения с властью.

-Это серьезный вывод. Но странно это слышать от общественника.

- Общественная палата была задумана как мостик между обществом и властью, как средство трансляции запросов общества с осознанием им своей значимости и ответственности за судьбы республики. При этом Общественная палата должна была представлять не просто срез общества, но и аккумулировать в себе наиболее продвинутую, я бы сказал, совестливую и интеллектуальную часть общества, обеспечить общественный контроль за органами исполнительной власти и муниципалитетами, осуществлять с ними эффективное взаимодействие. Закон «Об Общественной палате Республики Дагестан» образца 2006 года оказался более демократичным, чем этот закон в нынешней редакции. В первую очередь это касается механизма формирования палаты, когда еще не было федерального закона, в соответствии с которым 2/3 состава палаты сегодня формирует сама власть.

Трудно рассчитывать на эффективный общественный контроль, если большая часть палаты сформирована самой же властью.

-Остановимся на общественных объединениях…

- Республика перегружена различными проблемами, в том числе социальными. Сегодня не принято в качестве успешных примеров взаимодействия власти и гражданских институтов ссылаться на опыт западных стран. А ведь там давно пришли к осознанию необходимости активного делегирования решения основной массы социальных вопросов общественным объединениям. В России количество общественных объединений на количество населения также уступает западным странам. Более того, по данным Минюста России, в последние годы наблюдается сокращение числа зарегистрированных некоммерческих организаций. Дагестан же по этому показателю вовсе занимает одно из последних мест в стране на количество населения. Так, по данным Управления Минюста РФ по Республике Дагестан, всего в республике зарегистрировано 2732 объединения. Из них 932 — религиозные (мечети). Статус региональной организации имеют 734. Далеко не все организации сдают ежегодные отчеты о своей деятельности в Управление Минюста России по Республике Дагестан. 142 организации по тем или иным причинам, в том числе по решениям судов, ликвидированы. И еще один важный показатель, который выявляет на практике изъяны Федерального закона ФЗ № 183 «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации». Так, общероссийских и межрегиональных общественных объединений в республике зарегистрировано всего 80. Местных организаций 121. Региональных же, как я отметил выше, 734. Наделение же этих организаций с разным статусом равными правами по части делегирования своих представителей в состав палаты, как того требует закон, думаю, не прибавляет уважения к такому закону.

- И еще один вопрос, которого я выше коснулся. В состоянии ли такой «третий сектор» взвалить на себя решение важнейших социальных задач? Разумеется, нет. Почему такая ситуация сложилась, я поясню ниже.

- Ради справедливости отмечу, палата нынешнего состава достаточно активно начала свою работу. Надеюсь, ее председателю Абдулмуъмину Магомедовичу вместе с новыми членами, среди которых есть неравнодушные, хорошо подготовленные общественники, удастся превратить палату в действительно основной институт гражданского общества.

- В чем вы видите выход из ситуации?

- Общественная палата республики наделена правом законодательной инициативы. Думаю, палате необходимо подготовить предложения Народному Собранию республики о внесении соответствующих изменений в закон. Необходимо также пересмотреть вопрос взаимодействия некоммерческих объединений и органов исполнительной власти. Очевидно, Минтруд и Миннац полностью провалили работу с социально ориентированными НКО и в целом с институтами гражданского общества. Власть все последние годы строила эти отношения по принципу «свой — чужой», выстраивая эти организации по «ранжиру», уничтожая на корню дух самодостаточности и свободы, взращивая «тепличные» и удобные организации. Делалось это, повторяю, и на законодательном уровне, и ресурсами исполнительных органов республики. У меня нет другого объяснения, кроме одного — в лице серьезных общественных организаций власть в силу скудости своего ума и коррупционной своей пораженности увидела не своих помощников и партнеров, а реальную угрозу.

- Вернемся к встрече врио главы С. А. Меликова с общественниками. На этой встрече прозвучала критика по части кадровой политики в республике…

- Критика прозвучала достаточно невнятная. Зато в социальных сетях она нашла свое дальнейшее отражение и развитие. Нынешняя кадровая политика только дискредитирует саму власть. Даже самые благие инициативы, которых спускает в регион федеральная власть, в республике умудряются извратить. Очевидно, Общественной палате следует уделить внимание этим вопросам и провести общественные слушания с участием широкой общественности.

- Как вы оцениваете работу Координационного совета некоммерческих организаций республики?

- Идея создания Координационного совета принадлежит Общественной палате. Она была реализована благодаря очень серьезным усилиям светлой памяти председателя Общественной палаты Гамзатова Гамзата Магомедовича, по инициативе которого еще в 2012 году в Махачкале прошла Первая республиканская конференция некоммерческих организаций, на которой было утверждено Положение о Координационном совете, избраны его члены. Одной из основных задач совета было правовое сопровождение деятельности некоммерческих организаций. Координационный совет рассматривался и как ресурсный центр общественных объединений, как некая лаборатория гражданского общества. В последние годы эти вопросы почему-то отошли на второй план… Сегодня в республике нет серьезных ресурсных центров. Говорить о действенной работе в этом направлении Миннаца или Общественной палаты также не приходится. Лишь по пальцам можно посчитать организации, способные ставить перед властью действительно судьбоносные задачи. Это действительно сложная деятельность, без освоения фундаментальных знаний в этой сфере серьезных целей не достигнешь. Счастливым исключением на этом поле являются редкие обучающие семинары для руководителей НКО, которые проводятся членом Общественной палаты республики Диной Бийгишиевой при поддержке российской Ассоциации «Юристы за гражданское общество».

- На встрече с Меликовым общественники затронули и тему убитых братьев Гасангусейновых. Что, на ваш взгляд, сегодня возможно сделать, чтобы хоть как-то урегулировать этот вопрос?

- Да, Сергей Алимович назвал трагедию семьи Гасангусейновых раной дагестанского общества. Безмерно горе родителей, потерявших в один миг двоих своих детей. Очень хочется, чтобы власти и обществу хватило ума, сил, терпения выйти с честью и достоинством из этой очень непростой, запущенной ситуации. Не думаю, что Сергей Алимович нуждается в моих советах, но все же считаю, что следует без лишнего шума встретиться с родителями детей, поговорить, послушать. Уверен, это будет правильно во всех отношениях.

Более всего хочу, чтобы мы ценили и берегли друг друга. К сожалению, это у нас не всегда получается.

Источник: Новое дело, 2.11.2020 г.